Навязанные миллионы: как автодилеры Казахстана поднимали цены на допоборудование до 200%
В 2022 году казахстанские автодилеры, такие как Astana Motors, Orbis Auto, Toyota Tsusho Kazakhstan и другие компании, попали под пристальное внимание Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) за принуждение клиентов к покупке дополнительных услуг и оборудования. Программа льготного автокредитования, призванная сделать автомобили доступнее, обернулась наценкой на опции, доходившей до 200%.
Так, для получения автомобиля в "ускоренном порядке" покупателям предлагали приобрести аксессуары — от сигнализации и защиты картеров до ковриков и дефлекторов — стоимостью до 2 миллионов тенге. Один из официальных дилеров Toyota, по данным АЗРК, продал более 82% своих автомобилей с дополнительными опциями, ценой в 3 миллиона тенге, что превышало базовую стоимость машин на 200%.
АЗРК также указало на практику навязывания страхования жизни, что противоречит статье 806 Гражданского кодекса, которая запрещает обязывать граждан к оформлению такого вида страхования. Ведомство напомнило, что принуждение к приобретению товаров и услуг является антиконкурентным действием. За такие нарушения предусмотрены серьезные санкции — от штрафов до временного запрета на предпринимательскую деятельность.
В числе других выявленных нарушений — ограничение права на выбор сервисного обслуживания. Автодилеры требовали обслуживаться исключительно у официальных дилеров, грозя снять авто с гарантии при обслуживании в других сервисах.
Какова ваша реакция?